Идём в Мангазею!
Стартовал проект «Святой первомученик Василий Мангазейский», на который организация «Сибирское наследие» выиграла грант губернатора ЯНАО. На прошлой неделе в экспедицию к древнему городу отправились первые участники.

Ещё в пятницу, 1 августа, к месту раскопок уехали археологи. Следующим днём на барже отправили всё необходимое снаряжение: оборудование, инвентарь и продукты. А в понедельник к экспедиции присоединились остальные специалисты и волонтёры (на фото). Всего на Мангазею отправятся 23 человека.

В составе экспедиции участники из разных городов: Донецка, Тюмени, Нижневартовска, Нефтеюганска и Сургута. Среди них историки, археологи, архитекторы и художники-реконструкторы. Для помощи в раскопках задействованы волонтёры из Красноселькупского, Тазовского, Надымского, Пуровского районов и Нового Уренгоя. Также на Мангазею прибудут два священника из Тарко-Сале и Нового Уренгоя и староста Тазовского храма.

— Цель экспедиции — найти на Мангазейском городище расположение часовни Василия Мангазейского и определить её размеры. Сделать графическую реконструкцию часовни, чтобы потом использовать в просветительских и образовательных программах. И в конечном итоге создать рабочую модель для возможной реконструкции этой часовни в полномасштабном размере. К этой экспедиции мы готовились с апреля. На средства гранта губернатора Ямала было приобретено специализированное оборудование и инструменты — тахеометр, квадрокоптер, при помощи которых можно привязать объект к современной системе координат. До этого такие работы там ещё не проводили, — отметила руководитель полевых работ АНИКНО «Сибирское наследие» Алсу Дозморова.
Были закуплены лопаты, кисточки, совки — всё, что требуется для проведения археологических работ. Ну и конечно, палатки, спальные мешки, которые способны выдержать низкие температуры и ветер, а также большой запас провианта. В этом году команда везёт с собой повара, чтобы работать, не прерываясь на приготовление пищи.

— Проект состоит из разного вида работ: архитектурные, историко-архивные, а во время самой экспедиции — полевые. В первую очередь, это расчистка территории. Нужно вручную вырубить все кустарники, скосить траву. А уже затем разбить раскоп, который в дальнейшем будет привязан к точкам координат. По методике археологических работ будем снимать слоями почвенный покров. По мерзлотному слою посмотрим, до чего нам удастся дойти. Возможно, мы не докопаемся до материка, и тогда раскоп придётся законсервировать. Ранее велись раскопки в посадской части городища, а в этом году мы будем копать кремлёвскую часть. Этому предшествовало заключение договора консорциума с Салехардской епархией. То есть, в первую очередь это была их идея и мечта возобновить раскопки с целью дальнейшего создания паломнического туристического маршрута. Чтобы у всех людей была возможность там побывать, — рассказывает Алсу Дозморова.

Также во время этой экспедиции археологи планируют поднять законсервированные ранее судовые детали кочей, раскоп которых проходил в 2014 году.

Одна из участниц экспедиции — архитектор из Екатеринбурга Елена Петрова, она является сотрудником НПО «Северная археология-1», которое и проводит раскопки. Специалист уже работала на раскопках Мангазеи, а также северных острогов в Пустозерске и Берёзово.
— Подготовка к экспедиции заключалась в сборе материалов, чтобы понимать, что уже было сделано нашими предшественниками и что предстоит сделать нам. Мы определялись, где будем копать, что копать, сколько человек для этого понадобится и что мы успеем сделать. Моя основная задача — зафиксировать все постройки, которые будут найдены, чтобы в дальнейшем была возможность их реконструировать. В 2014 году работы на Мангазее были приостановлены, и больше десяти лет мы не были на памятнике. Сначала мы расконсервируем раскоп, расчистим конструкции, которые были оставлены ранее. Наша основная задача найти часовню. В процессе работы идёт зарисовка, как найденные объекты лежат в земле. Всё это фиксируется на бумаге. После чего при помощи геодезической техники определяется положение объектов относительно друг друга. Затем их измеряют, описывают и фотографируют. Наша задача максимально сохранить информацию, так как после раскопок памятник разрушается, и восстановить его можно будет только по этим данным, — рассказывает Елена Петрова.
Археологи отметили отличную сохранность вещей, найденных в Мангазее. Вечная мерзлота помогает сохранить органические находки практически в первозданном виде — ткани, шерсть, берестяная посуда, изделия из кожи.
— Надеемся, что будет много находок. А находки важно не только найти, но и суметь сохранить и вывезти, чтобы в дальнейшем их можно было представить в музее. А это достаточно сложно, потому что они хранились в замороженном слое, и когда мы эти находки достаём, то сразу начинается разрушение. Все органические находки — дерево, кожа, ткань — требуют дополнительной обработки консервирующими веществами. Если это мелкие и очень хрупкие предметы, мы перевозим их в специальных контейнерах, заполненных жидкостью, — пояснила Елена Петрова.
В экспедицию отправятся две группы волонтёров, каждая пробудет на Мангазее по 10 дней. Первая стартовала на этой неделе, в её составе два жителя Тазовского. Антон Андреев ещё со школы увлекается историей, а в составе поискового отряда «Семидесятая весна» уже принимал участие в раскопках.
— В отряд я пришёл ещё в десятом классе, но по объективным причинам тогда не смог попасть на Вахту Памяти. Удалось поучаствовать в поисковых работах на первом и втором курсе университета. Мы даже смогли найти погибшего бойца Красной армии и передать его родственникам. В археологической экспедиции я впервые, надеюсь, будет интересно. Будем помогать всем, чем можем. В первую очередь — в установке и благоустройстве лагеря, — уточняет Антон Андреев.
Пересменка волонтёрских групп пройдёт в середине августа. Раскопки будут вестись до 5 сентября. После завершения в музее запланировано большое итоговое мероприятие, где археологи расскажут о результатах экспедиции и покажут свои находки.
Автор: Вера Рукавишникова
Роман Ищенко и Елена Герасимова (фото)