Жизнь у реки

Больше 30 лет Вячеслав Ядне проработал на крупнейшем рыбодобывающем предприятии района, продолжая славные традиции отца, дяди и деда. Даже выйдя на пенсию, он иногда помогает своей бригаде.

Жизнь Вячеслава Яптохасевича Ядне неразрывно связана с рекой, как и у большинства потомственных рыбаков. Маленьким мальчиком он ходил с отцом на рыбалку, потом, когда отца не стало, с восьми лет постигал премудрости добычи рыбы с дядей.

— У меня отец и дед были рыбаками и охотниками. Правда, рыбачили они не в Тазовском, а в районе бухты Енси-Няу, на восточном берегу Тазовской губы, в направлении Антипаюты. Там до сих пор стоят деревянные баржи, на которых в Тазовский возили рыбу. Я тогда маленький был, — рассказывает ветеран рыбодобычи Вячеслав Ядне.

В школьные годы большую часть времени Вячеслав проводил в местной школе-интернате, но летом возвращался к реке. Работать пошёл в 15 лет, начинал трудовую деятельность на антипаютинской ферме, тогда в хозяйстве было 27 коров и три лошади.

— Летом сено косил, в остальное время ухаживал за животными. Потом служба в армии, а когда вернулся, в апреле 1986 года, устроился рыбаком на Тазовский рыбозавод и попал на летнюю путину в бригаду Анатолия Салиндер. В этой бригаде и проработал до 2022 года, пока не вышел на заслуженный отдых. На следующий год меня попросили помочь как старшего, и я работал на летней путине, — вспоминает Вячеслав Яптохасевич.

За годы работы Вячеслав Ядне не раз становился бригадиром, особенно в зимнюю рыбалку на Халмер-Яхе. Осенью бригада рыбачила на Вартаняво на ряпушке, а летом — в верховьях на Яунтарке, Нямгудочи, Новеньком. В те времена бригады были большие, по 13 человек. После Анатолия Салиндер бригадирами были Василий Насович Салиндер, Пётр Ядне, а затем и брат Вячеслава Яптохасевича.

У нас династия рыбаков! — с гордостью говорит он. — Эта профессия очень тяжёлая. Летом невод закидывать, а он метров 400-500. Двое кидают, остальные ждут. Бывало, за день до трёх раз кидали невод. Раньше рыбы много было, за притонение по три тонны доставали, а на ряпушке можно было и все десять тонн, сейчас такого нет. Самый большой улов был в 1989 или 1990 году, на ряпушке за раз 12 тонн достали, а на среднем Мессо рыбаки за притонение 15-16 тонн брали. Размер ряпушки не изменился, а вот белая рыба стала мельче, — отмечает потомственный рыбак.

И всё же, говорит Вячеслав Ядне, летняя рыбалка с зимней не идёт ни в какое сравнение. К суровым погодным условиям добавлялись удалённость и труднодоступность. Их бригада зимой рыбачила на Халмер-Яхе, через губу до Антипаюты по прямой было 40 километров. Забрасывали семьи рыбаков вместе со всем скарбом вертолётом в ноябре.

— Там был один домик и тот для приёмки. Кто первый полетел, тот с весами. Первые годы, когда начинал работать, в пять подъём, пока собак покормим, запряжём, тогда снегоходов не было. Было 6 упряжек, на них грузили сети, инструменты, а сами следом пешком идём километров 7-8 в одну сторону. Обратно опять пешком, а улов раскладывали возле сетей, чтобы рыба хорошо замерзала, потом тарили в мешки и на губе подальше от ям оставляли, когда лёд становился крепким, рыбу вывозили тракторами, — вспоминает рыбак.

Профессия рыбака сложная, но оглядываясь назад, Вячеслав Яптохасевич другой судьбы для себя не желает. Признаётся: «Рыбалка — это моё». Все знания, полученные от родных и приобретённые за годы работы, он передал своим детям и бригадиру, с которым работал.

— Чтобы работать рыбаком, надо много терпения иметь, ну и знать, когда и где лучше рыбачить, а для этого надо знать глубину водоёмов: зимой рыба на глубине возле ям бывает. Знать, что на дне — песок или ил. Если песок, лучше не ставить, там рыба не будет кормиться. На сильном течении смысла нет ставить сеть, её мусором забьёт. Какой длины и сколько сетей можно поставить, всем этим всегда старейшие работники занимались. Они выбирали место, а с ними шёл молодой, чтобы быстро лунку продолбить. Мне года хватило, чтобы узнать все премудрости рыбалки, — раскрывает секреты успешной рыбалки Вячеслав Ядне.

Северянин шутит: профессия рыбака хоть и сложная, зато не надо рыбу искать в озёрах по тундре, жизнь у реки всегда гарантирует добычу, заработок и возможность прокормить семью. Вячеслав Яптохасевич свою жизнь без рыбы не представляет, для него она хороша в любом виде, особенно щёкур. Сейчас он на заслуженном отдыхе, зимой живёт в райцентре, а в конце апреля отправляется в любимую Находку.

— Тянет туда, к реке, надо чум ставить, всё приготовить к приезду семьи. Да и вообще, что может быть лучше, чем чум, речка и рыба! Никогда не было желания уехать жить в город, в тундру тянет. Как каникулы начинаются, внуки приезжают, второй чум ставим. Пока внуков семь, они всё время в телефонах, но неводить им интересно, а вот сети ставить скучно. Не знаю, пойдёт ли кто-то по моим стопам? Сыновья работали на рыбозаводе, потом ушли, теперь совсем поселковые, в тундре без интернета им будет скучно, — с грустью отмечает потомственный рыбак и втайне надеется, что может быть, кто-то из наследников продолжит их славную семейную традицию.

Вячеслав Яптохасевич Ядне — человек, посвятивший свою жизнь тяжёлому труду рыбака. Его рассказы — это живая история Ямала, история о людях, которые, несмотря на суровые условия, продолжают добывать живое «серебро». Его трудолюбие, преданность делу и любовь к родному краю — пример для подражания молодому поколению.

Автор: Мария Демиденко
Роман Ищенко (фото)