Народные приметы не сработали
Весна в этом году снова затяжная и не спешит радовать тазовчан теплом. Ещё спит подо льдом и река Таз, но речники знают, навигации 2025 года быть, и активно готовятся к первым рейсам.

Дежурство на страже безопасности
На базе путейского участка № 19 весна выдалась насыщенной. Пока природа готовится к ледоходу, экипажи теплоходов под руководством опытных капитанов-механиков ведут активную подготовку к навигации. Традиционно первый теплоход, который встаёт на вооружение, — «Бухта». Вот и в этом году с 30 мая он принят в эксплуатацию и исполняет роль дежурного судна, основная задача которого — обеспечение противопожарной безопасности каравана. Экипаж под руководством капитана-механика Романа Кузьмина находится в полной готовности:
— Огнетушители, пенообразователи, пожарные насосы и рукава, стволы — всё готово к немедленному реагированию в случае возгорания. Кроме того, экипаж «Бухты» обеспечивает охрану каравана, следит за соблюдением безопасности на прилегающей акватории, чтобы никто посторонний не проник на территорию и не выходил на лёд.
Для Романа Кузьмина навигация 2025 года — юбилейная: 20 лет он ходит по Оби, с прошлого года осваивает Таз.
— Здесь климат другой, да и реки разные. Готовиться к навигации начали с середины мая. Работы на судне было много: ремонтировали систему отопления, немного переделывали в жилых помещениях — ставили радиаторы, перепаивали отопление. Запустили, всё работает. Сейчас занимаемся покраской корпуса и подготовкой бакенов и буёв — у нас их больше 200 штук, часть находится на корабле, часть — на базе на реке Пур. Наш участок — Тазовская губа и междуречье, протяжённостью около 350 километров: от Тазовского до Антипаюты, — рассказывает капитан-механик теплохода «Бухта» Роман Кузьмин.

Ремонтная кампания в разгаре
У экипажей «Снегиря» и «Цесарки» подготовка к навигации началась на полтора месяца раньше, чем у остальных. Эти теплоходы переживают средний ремонт, работы стартовали ещё осенью, сейчас готовность составляет 90 процентов.
— Объём был достаточно большой, выполняли корпусные работы, на одном теплоходе перебирали двигатель, движительно-рулевые комплексы разбирали, дефектовали, возили гребные валы в Салехард на дефектацию и ремонт, затем всё устанавливали обратно. Ремонтом теплоходов занимались экипажи. Первый этап испытаний после ремонта теплоходы прошли, остался второй этап. Сейчас они стоят на берегу, поэтому центровку гребных валов проводить нельзя, это надо делать на воде. Когда проведём центровку, обкатаем двигатели, опробуем механизмы, приедет специалист речного регистра проводить второй этап, — поясняет производитель путевых работ судоходной обстановки путейского участка № 19 Александр Жуков.
В ожидании освобождения реки от ледяного плена экипажи этих двух теплоходов не сидят без дела. «Снегирь» «чистит пёрышки»: несколько взмахов валиком и сорокалетнее судно преображается — выглядит свежее и моложе.
— Пока судно находится на берегу, мы начали покраску корпуса. Нынче нормальный объём работ на теплоходе был: двигатель и валогенератор перебрали, зачистку корпуса сделали, дефектацию. С нетерпением ждём начала навигации! У нас самый дальний участок — верховье Таза от посёлка Толька. Он самым «вредным» считается, туда никто, кроме меня, не хочет идти, но и я нигде, кроме этого участка, не хочу работать. Мне там нравится, река спокойная и природа другая: тут тундра, кустики небольшие, а там тайга начинается. Река Таз, по сравнению с Пуром и Надымом, спокойнее. На Пуре вниз прошёл — это одно русло, назад поднимаешься, всё по-другому. Надо заново перемерять, — отмечает капитан-механик теплохода «Снегирь» Александр Руднов.
По Тазу он ходит с 2018-го. Год работал на «Цесарке», потом перешёл на «Снегирь». Этот теплоход в рейс отправляется первым, как только в райцентре проходит ледоход. Навигационные знаки уже готовы: часть здесь, остальные — на базах вдоль пути следования судна. Все 193 береговых и 46 плавучих знаков.
Пятый теплоход обстановочного участка в этом году зимовал в Уренгое. На «Зимородке» тоже проходит средний ремонт, его возвращения речники ждут к середине навигации. «Чистит пёрышки» и «Сойка» — здесь обычный текущий ремонт.

Навигация будет!
Народные приметы в этом году подвели. Первые чайки прилетели в Тазовский 2 мая, а ледоход, по многолетним наблюдениям речников, должен был начаться ровно через 31 день. Теперь экипажи обстановочного участка ориентируются на прогнозы гидрологов, которые ждут ледоход на реке Таз в районе Тазовского 11 июня. Как только Таз вскроется, теплоходы отправятся в первый рейс по своим участкам: от 12 километра чуть ниже райцентра до 798-го — это посёлок Толька. Этот промежуток разбит на четыре участка, но поскольку «Зимородок» пока на ремонте, то открывать навигацию будут три теплохода: «Сойка», «Цесарка» и «Снегирь». В рейс они уйдут одновременно, чтобы проложить путь другим судам и открыть навигацию, которая в нашем и соседнем районах официально стартует 15 июня и продлится до 10 октября. Чуть позже на самый беспокойный участок — от 12 километра ниже Тазовского по течению реки до Антипаюты — отправится и теплоход «Бухта».
Автор: Мария Демиденко
Мария Демиденко и Архив СЗ (фото)