Речное путешествие от Омска до Мангазеи

450 лет назад, после указа Ивана Грозного, началось освоение Сибири. Так, в 1586 году появилась Тюмень, потом до конца XVI века были основаны Тара, Тобольск, Туринск, Мангазея и Обдорск.

1 августа к берегу реки Таз причалило необычное для наших мест судно — парусник «Сибирь». На рее развевается флаг Русского географического общества. На борту — пять человек: все энтузиасты своего дела, мореплаватели со стажем и новички. Капитан корабля ходит под парусами уже 60 лет.

— Ради своей мечты ушёл со службы в запас. В 1987 году мы с группой единомышленников начали строить свой корабль. Сами, своими руками, за свой счёт. По 10 рублей собирали на гвозди, шурупы, фанеру. Первоначальная мечта была — дойти до Ленинграда. Строительство шло 10 лет. За это время поменялась не только наша команда, страна поменялась. Мечтали дойти до Ленинграда, а в итоге, в 1997 году, причалили в Санкт-Петербурге, — вспоминает, как всё начиналось, капитан корабля Сергей Щербаков.

С тех пор парусное судно «Сибирь» обошло весь мир. В 2000-м мореплаватели отправились в кругосветное путешествие. Прошли по Северному морскому пути без зимовки. Говорят, участок до Берингова залива нужно было проскочить за короткое полярное лето, — удалось. А дальше — Тихий океан, Панамский канал, Скандинавия, Мурманск. Обратно возвращались через год. Кругосветное путешествие заняло 15 месяцев.

В этот поход яхтсмены отправились 7 июля. Судно отчалило из Омска в День речника. И вот уже второй месяц бороздит сибирские акватории — Иртыш, Обь, Обская губа.

С Тазом познакомились впервые.

— Мы пока не поняли местные водоёмы. Когда заходили, была тишина, штиль. Тазовская губа для нас — экспромт и проверка. В Обской губе дорожка накатанная, и электронная карта есть, а здесь шли и на оборудование фиксировали все контрольные точки, все бакены. Много мелководья в губе, — рассказывает капитан.

У новой экспедиции просветительская миссия. Задача — напомнить о значимости сибирских земель в истории России. О могуществе нашего государства и людях, благодаря которым удалось покорить суровый край.

— Цель — просвещение, сохранение исторической памяти. 450 лет назад Иван Грозный дал верительную грамоту купцам Строгановым на освоение восточных склонов Уральских гор, на строительство острогов, крепостей по Тоболу, Иртышу, Оби. Позже Строгановы пригласили Ермака. Мы идём под флагом Русского географического общества. На встречах с людьми, где останавливаемся, доносим информацию о знаменитых людях, о памятных местах. Наша цель — рассказать людям, какие героические места здесь, чтобы они почувствовали мощь земли, нашей страны, — поясняет Сергей Щербаков.

Быт на корабле непритязательный. Всё строго по расписанию.

— Вахты, управление, приготовление пищи — всё делаем по очереди.

На вахте всегда дежурят два человека по 4 часа, потом меняемся. Один человек дежурит на камбузе, готовит еду. Идём от зари до зари, — говорит старший помощник капитана Владимир Заздравных.

Для второго помощника капитана Ольги Хариной это уже третий поход и самый длительный. В пути экспедиция проведёт 91 день.

— Мечта детства — ходить под парусами. Раньше не могла позволить — учёба, работа, а потом поняла, что надо исполнять свои мечты. У нас в Омске есть курсы рулевых, я их прошла. Сейчас имею уже несколько прав — парусный спорт, ГИМС. Это моя третья экспедиция. Первая была по Омской области. Потом добирались до Земли Франца-Иосифа. В Заполярье красивые пейзажи, но погода суровая, — делится впечатлениями Ольга Харина.

В Тазовском участники просветительской экспедиции встретились со школьниками, посетили районный краеведческий музей, Музей вечной мерзлоты.

Впереди — Мангазея, это конечная точка маршрута. Обратно дорога будет чуть дольше, идти придётся против течения. В Омске судно причалит в начале октября.

Ирина Кашубара
Фото автора