Город против посёлка

С момента выхода строителей и промысловиков на освоение ЯНГКМ руководители газодобывающей отрасли спорили, каким быть населённому пункту на месторождении? Строить небольшой город или вахтовый посёлок, отвечающий европейским стандартам жизни на Крайнем Севере? Решение было важное и очень непростое.

Вахтовому методу быть!

Сторонники традиционного метода предлагали построить на Ямбургском месторождении город, где газодобытчики будут жить постоянно. К тому времени в Тюменской области сложилась практика строительства таких городов, где градообразующим предприятием были нефтегазодобывающие объединения. По этому принципу планировалось обустройство и Ямбургского месторождения. «Позиция горкома партии и горисполкома (в чьём подчинении находится Ямбургский Совет) однозначна: строить крупный населённый пункт с большими удобными домами и полным набором объектов соцкультбыта. И чем скорее, тем лучше», — читаем на страницах «Известий» от 31 мая 1985 года.

Институт ЛенНИПИ градостроительства разработал проект возведения города с 30-тысячным населением, со школами, детскими садами. В музее истории предприятия сохранился информационный буклет, подробно рассказывающий о планируемой застройке.

В свою очередь идею вахтово-экспедиционного метода отстаивал заместитель министра газовой промышленности СССР Грант Маргулов, который предлагал связать технологию добычи газа с бытом промысловиков. К тому времени опыт вахтового обслуживания имелся, но применительно к очень небольшим объектам, уровня отдельных установок. А создание вахтово-экспедиционного объединения было делом новым. Тем не менее суровый климат Заполярья диктовал свои условия…

«Правительством принято решение обустраивать и эксплуатировать Ямбургское месторождение вахтовым методом. Сейчас руководители, инженерно-технические работники, плановики строительных организаций, занятых на Ямбурге, усиленно занимаются разработкой положения об этом методе», — писала газета «Красный Север» 24 июня 1986 года.

В этом же году в ЛенНИПИ градостроительства разработали новый генеральный план теперь уже экспериментального вахтового посёлка Ямбург на 8000 жителей. Этот населённый пункт по плану должен состоять из шести трёхэтажных комплексов, каждый из которых рассчитан на 1310 человек. Такие комплексы, помимо жилых комнат, должны быть обустроены общественным блоком со столовой, универсальным спортивным залом, зимним садом…

Звучит красиво. Однако отечественная строительная индустрия в то время не выпускала подобных жилых конструкций, рассчитанных на большое число работников. Решение проблемы нашлось на Западе, там можно было заказать вахтовые жилые комплексы с готовым набором инфраструктуры. Вахтовый посёлок со всеми социальными и бытовыми помещениями: жилые модули, сауны, кафе, столовые, гостиницы, центр культуры, медпункт, стационар и станция скорой помощи были заказаны в Финляндии.

«Летучие» бригады ЯНГКМ — первое месторождение газа без своего города. И в то же время Ямбург — вахтовый посёлок с комфортабельным жильём и полным набором социальных объектов. Во многом это стало возможным ещё и благодаря прорывному для того времени блочно-комплектному методу строительства. Дело в том, что готовые цеха газовых промыслов собирались на заводах в Тюмени и доставлялись на месторождение вплавь. На месте их оставалось соединить друг с другом, подобно конструктору. Поэтому создавать с нуля большую строительную базу в Заполярье не требовалось.

«Да и можно ли было предположить, что первые «летучие» бригады, периодически возвращающиеся из мёрзлой тундры в Тюмень на отдых, положат начало самой оптимальной в условиях Севера организации труда, — задаётся вопросом на страницах журнала «Собеседник» в марте 1986 года начальник Главямбургнефтегазстроя Игорь Шаповалов и сам же на него отвечает.

— Впрочем, лучшее доказательство — качество работы молодых строителей. Не зря мы, выходит, доказывали связь между несоединимыми на первый взгляд методами: инженерным и организационным, блочно-комплектным и вахтовым. Да, люди приезжают и уезжают, чтобы вновь вернуться в места, где они привычно чувствуют себя хозяевами. Ямбург стал для нас этапной чертой накопленного опыта. И одновременно — отправной точкой его развития на новом уровне прогресса. И основанием для самых смелых прогнозов. Они уже никому не кажутся «миражными».

Морской вояж

«На Север улетает самолёт, от дома в Ямбург три часа полёта…» Эти слова из песни стали актуальными только после открытия аэропорта. А в начале освоения на Ямбург можно было добраться только вертолётом.

Людей всё прибавлялось, и стало не хватать воздушных извозчиков. Поэтому в навигации 1986-1988 годов для перевозки вахтовиков в Надым в Обь-Иртышском пароходстве был арендован пассажирский теплоход «Ленинский комсомол» из города Омска.

Вахтовики на борту теплохода «Ленинский комсомол»

«После ударного труда, после всех бытовых неудобств вахтовики собирались в речпорту, где их встречал белоснежный красавец-теплоход. И под звуки марша «Прощание славянки» начинался суточный круиз вдоль южного берега Карского моря, — на страницах газеты «Пульс Ямбурга» от 27 февраля 2004 года вспоминал Игорь Борисенко.

— Двух-, четырёх-, шести- и восьмиместные каюты ждали вахтовиков. Чистое бельё, трёхразовое питание, радушное отношение команды… Это было здорово!»

В то время закладывались основы вахтового метода применительно к Ямбургу, отрабатывалась транспортная схема, продолжительность рабочих вахт и межвахтового отдыха. Для этого на теплоходе была организована медицинская лаборатория, а бригада врачей из Тюмени вела наблюдение за здоровьем вахтовиков до и после прибытия с «большой земли».

«Многим это путешествие на теплоходе запомнилось на всю жизнь, — читаем в том же номере газеты «Пульс Ямбурга».

— Запомнилась Обская губа при незаходящем солнце полярного дня, огромные морские сухогрузы, стоящие на рейде под разгрузку, комариная «стоянка», разноцветные берега реки Надым, осенние штормы с их морской болезнью и всё то, что называется романтикой».

Ямбург стал первым и сразу удачным опытом применения новых социально-производственных схем в промышленной разработке газовых месторождений Заполярья. Потом вахтово-экспедиционный метод начали тиражировать для обустройства других месторождений, расположенных вдали от крупных населённых пунктов.

В середине 80-х дети на Ямбурге никого не удивляли. Многие работали за полярным кругом постоянно, обзаводились семьями, налаживали быт, готовились к тому, что скоро здесь вырастет небольшой город

По материалам газеты
«Пульс Ямбурга»