Гордость Гыданской земли

Учитель — уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Профессия, которая всегда вызывала уважение и признание.

Предлагаем нашим читателям цикл статей о педагогах района: тех, кто уже на заслуженном отдыхе или ещё трудится в образовательных учреждениях. Каждая история — уникальна и интересна, а личность и профессиональные достижения учителя достойны того, чтобы о них узнали земляки.

Сегодня мы расскажем о профессиональном пути педагога и воспитателя из Гыды Елены Яндо.

Будущий воспитатель родилась в семье кочевых ненцев. Маленькая Елена росла в тундре и кочевала вместе с родителями. В семь лет она пошла в Гыданскую школу-интернат: вспоминает, что детство её было тяжёлое, но по-своему счастливое.

— В школе всё было ново. В кабинетах и спальных комнатах было очень холодно, поэтому нам самим приходилось колоть дрова, таскать их и уголь, чтобы растопить печку, воду тоже всегда сами набирали и носили. Интернат — это всегда тяжело. Тебя маленького, несмышлёного забирают от родителей. И очень важно, чтобы рядом был хороший человек, который может помочь тебе в любую минуту, — вспоминает Елена Яндо.

В старших классах школьница задумалась о дальнейшем образовании. На выбор специальности, в первую очередь, повлиял пример перед глазами: для тундрового ребёнка им становились учителя и воспитатели. Кроме этого, в школьные годы Елена Яндо была настоящей активисткой. Её жизненное кредо: «когда тебе плохо — помоги человеку, которому хуже, чем тебе». Помогать приходилось с раннего возраста: сначала родителям в тундре, потом учителям и воспитателям в школе-интернате, а позже уже своим воспитанникам.

— Мы всегда с восхищением смотрели на наших учителей: обожали их, всегда слушали и помогали им. Я активистка по жизни. С младших классов была пионеркой, позже стала принимать участие почти во всех школьных органах самоуправления. Я и вожатой была. На нас вообще тогда много ответственности было: мы помогали малышам, развлекали их в свободное время, шили для них одежду, потому что её не хватало. Мне нравится помогать людям, учить их новому, поэтому, наверное, я и выбрала эту профессию, — размышляет Елена Енаковна.

В планах у выпускницы Гыданской школы-интерната было поступление в педагогический вуз на факультет истории, но по семейным обстоятельствам мечты о вузе пришлось сменить на Салехардское педагогическое училище по специальности начальное образование, куда Елена Яндо поступила после 10 класса. По предметам у студентки чаще всего было «хорошо».

— Мне очень нравилось учиться: всегда что-то новое и интересное узнавала. Трудности были, но старалась с ними справляться. Ещё в школе я плохо рисовала, поэтому в училище с этим были небольшие проблемы. Нас учили делать разные национальные поделки — это я очень любила. Вообще обожала всё, что было связано с культурой народа, — рассказывает Елена Яндо.

После окончания педагогического училища Елена Енаковна вернулась на родную землю — в Гыду, устроилась в школу-интернат, и почти сразу её назначили ответственной за сбор детей после летних каникул.

— В течение учебного года я составляю списки на следующий год, а потом летаю по тундре и собираю всех деток. Это очень сложная работа. Ты, во-первых, должен всех учесть, внести в список и не забыть ребёнка в тундре. Во-вторых, полет на вертолёте — это шум, запахи, тряска, всё это влияет на самочувствие. Всегда считала, что от меня зависит то, как пойдёт школьная жизнь ребёнка: если я силком потащу его на борт вертолёта, то ему будет тяжело и скучно в школе, а если он сам кладёт свою ладошку в мою ладонь, то и учиться будет с интересом. Многие дети плачут, когда их забирают от родителей, я всегда стараюсь их обнять, успокоить, чтобы они понимали, что рядом есть близкий человек. Знаю каждого ребёнка и его семью, для меня они — мои родные люди, — делится секретами своей работы Елена Яндо.

Более 40 лет Елена Енаковна проработала воспитателем в Гыданской школе-интернате. Она всегда старалась поддерживать у детей интерес к фольклору и ненецким традициям. И за десятилетия работы с тундровичками выработала немалый опыт в этнопедагогике.

— Начиная с первых дней ребёнка в интернате, пока он не забыл, как держать иголку в руке, я приучаю малышей к разным видам ненецкого рукоделия, например, шить и плести бисером. Придумала лёгкий способ делать ненецкий орнамент из бисера и учу по нему деток. Сама делаю разные маленькие сувениры, показываю ребятам — им нравится, тоже хотят научиться. Ненецкая культура, я считаю, на грани исчезновения. Я выросла на национальных сказках, легендах и песнях. Мне эта культура бесконечно дорога, поэтому стараюсь детям тоже прививать эту любовь, чтобы дальнейшие поколения знали об этом как можно больше, — рассказывает о своих методах преподавания Елена Яндо.

Елена Енаковна воспитала не одно поколение гыданских школьников. Многие называют её второй мамой, которая всегда рядом и помогает в горе и радости:

— Иногда бывает, что меня называют любимой и лучшей воспитательницей взрослые люди, которые не были в моих группах. Они просто помнят, что за руку в школу их привела я. Они все мне очень дороги. Я помню каждого ребёночка, которого посадила за школьную парту. Многие называют меня второй мамой и говорят, что если бы не я, то они не стали бы теми, кем являются сейчас. Очень важно любить и понимать детей, поэтому я всегда так и делала.

Сейчас Елена Яндо — заведующая гыданским школьным музеем и продолжает участвовать в сборе детей по тундре после каникул. Благодаря её любви к родной земле и её жителям, юные гыданцы с радостью идут в школу и с интересом получают новые знания. Она — их друг, помощник и вторая мама на протяжении многих лет.

Автор: Анна Ильина,
фото Константина Кокова и из личного архива Елены Яндо