Настоящий сын тундры

От помощника пастуха до бригадира, который вырастил не одно поколение оленеводов. Почётный гражданин Тазовского района Нача Вануйто — пример для нескольких поколений.

Молодой бригадир

Родился Нача Вануйто в сентябре 1948 года в Антипаюте, когда страна приходила в себя после Великой Отечественной войны. Даже здесь, на Крайнем Севере, ощущались тяготы той поры. Свою трудовую деятельность потомственный оленевод начал в 16 лет учеником пастуха в оленеводческой бригаде антипаютинского участка Тазовского рыбозавода. Кто бы мог тогда подумать, что уже через несколько лет он станет бригадиром и в этой должности проработает около 50 лет. Бригадир вырастил не одно поколение оленеводов, всё время оставаясь примером для молодёжи. Чуткий и отзывчивый Нача и сегодня пользуется уважением и заслуженным авторитетом среди тундровиков.

— С 1974 года начал командовать бригадой, тогда совсем молодой был, но старшие оленеводы меня слушали и уважали. Всю жизнь проработал бригадиром оленеводов, все мои подчинённые знали: если кто не может работать, пусть в сторону отойдёт. Такой у меня характер твёрдый, наверное, бабушкин. Она очень строгая была. Я её слушал. Старые люди — умные, опытные, они многому могут научить. Главное — уметь слушать. Плохого не посоветуют. Мне с детства говорили: человек должен учиться на своих ошибках, признавать их и исправлять. Так я и делаю, этому учил подчинённых, детей, внуков, а теперь и правнуков. Я 50 лет проработал в совхозе «Антипаютинский», даже на пенсии продолжал работать, не было сил сидеть в чуме и отдыхать. Хотелось быть там, в середине стада, смотреть за оленями. Только в прошлом году ушёл на пенсию, здоровье уже не то: спина «барахлит», зрение уже не то. Сейчас воспитываю внуков, пока они школьники, но я из них сделаю настоящих оленеводов и достойных людей, — говорит Почётный гражданин Тазовского района Нача Вануйто. И зная характер этого человека, понимаешь, что он сделает так, как сказал.

По стопам отца

Сыновья давно выросли и тоже пасут оленей, но частенько обращаются к Нача за советом.

— Какой мой отец? Это сложный вопрос. Порой мне кажется, что у него голова работает, как компьютер. Ситуации разные возникают, например, олени разбегаются, у нас, молодых, паника, а отец спокойно скомандовал, кому что делать, и сразу всё встаёт на свои места. Проложить маршрут для каслания или посчитать поголовье — у него лучше всех получается. Он всю свою жизнь проработал бригадиром и был для нас лучшим примером. Я тоже работаю оленеводом в совхозе, а мой бригадир — старший брат Кирилл. Он с меня особо спрашивает, и это правильно. У меня 7 братьев. Всю жизнь отец учит нас жизни в тундре: пасти оленей, строить нарты, вести традиционный образ жизни. Нашим детям он тоже говорит: учитесь хорошо, получайте образование где-то в городе, но не забывайте о тундре. Он знает, что творится в душе каждого ребёнка, чем живут его внуки и внучки, со всеми общается, и это очень объединяет, — признаётся сын Артём.

Многодетное счастье

Всего у Нача и Татьяны Вануйто 13 детей и порядка 30 внуков, есть и правнуки, но сколько — они не считают. Смеются: сколько есть, все наши! Главное, чтобы семья была дружная. Глядя сейчас на Нача и Татьяну, на то, с каким трепетом и нежностью они относятся друг к другу, трудно представить, что до свадьбы они даже не были знакомы. И их брак был решением родителей.

— Раньше родители выбирали жён и мужей, считалось, что мудрые старшие плохого не посоветуют. И мы слушались. Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать: я рада, что родители выбрали мне в мужья Нача. У него твёрдый характер, я — мягкий человек, поэтому мы вместе. Если бы оба были упёртые, не смогли бы вместе жить, — говорит Татьяна Вануйто.

— Мы как жили? Папа с мамой сказали: тебе пора жениться. Значит, надо. С родителями не поспоришь, тогда строго было. Старших уважали. В жизнь своих детей мы не вмешивались, время другое. Когда мы в школе учились, про свадьбу не думали, а сейчас в 8-9 классе уже выбирают пару. Конечно, некоторым сыновьям советовали, но своё мнение не навязывали. У нас хорошие невестки, трудолюбивые, — с гордостью добавляет Нача Яптович.

Трудолюбие — залог успеха

В том, что в этой семье все трудолюбивые, сомневаться не приходится. Вокруг чумов и балков порядок, этому тоже научил Нача — после себя оставлять чистую тундру. В чумах тоже чистота и уют, и каждый занимается своим делом. Только бабушка с дедушкой сидят около очага, иногда командуют да играют с младшими правнуками. Около родительского чума в стойбище живут ещё 6 семей. Остальные — тоже частые гости. Дочь Роза работает в Тазовской школеинтернате, но при каждом удобном случае спешит из райцентра к родителям, в тундру, туда, где дышится легче и живётся проще, где корни.

— Я стараюсь часто бывать у родителей. Отпуск или каникулы — всё, я не могу сидеть в квартире, села на снегоход и поехала в стойбище. Меня тянет в тундру, здесь темп жизни другой, здесь я отдыхаю, черпаю силы. Бывает, отец приезжает ко мне в гости, но на день-два, не больше, говорит, что в квартире задыхается. У нас очень большая семья, но я не помню, чтобы мне не хватало отцовского внимания. В многодетной семье как? Там старшие младших воспитывают. Папа только всех любит. Он всегда был строгим. Когда были маленькими, мама говорила: исправляй, либо папе расскажу, и мы исправляли. У нас до сих пор так, внуки тоже побаиваются деда, но это не мешает нам любить его и уважать, — признаётся Роза Ядне.

Дисциплина и ответственность

Здесь, в сердце Антипаютинской тундры, в стойбище семьи Вануйто даже жителю райцентра можно увидеть знакомые лица. Сыновья Нача то и дело становятся передовиками производства, дочери тоже не сидят без дела. Ульяна Вануйто — член Совета представителей КМНС при Главе Тазовского района, активистка. Остаётся удивляться тому, как она умудряется совмещать общественную деятельность и кочевую жизнь, но если знать, чья она дочь, всё становится ясно. Ответственность — это то, чему учил отец и его строгая мама, которая и воспитывала маленькую Ульяну.

— Бабушка была строгая, требовательная, учила меня соблюдать все обычаи и традиции. Папа по характеру весь в неё. У нас в семье строгая дисциплина, к этому приучают с детства, а ещё — не разгильдяйничать. Каждый должен заниматься своим делом: девочки — помогать маме, чтобы были ответственными, трудолюбивыми, в доме чтобы уют всегда был, — говорит Ульяна Начувна.

Дисциплине, ответственности и труду в этой семье учат всех. Дед часто вмешивается в воспитание внуков: ещё бы, у него такой опыт, к тому же оленевод с тремя классами школы — тонкий психолог, правда, сам Нача Яптович предпочитает называть это житейской мудростью.

— Внуки взрослые уже, трудно с ними, надо воспитать, немножко поругать, не без этого. Ребёнок должен понимать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. Это всё в семье должны объяснить, а иначе откуда он будет знать, — уверен Нача Вануйто. — Я всем мальчикам говорю: учитесь хорошо в школе, потом оленеводами будете. С 4-5 лет начинаю приучать их к труду, в 7-8 лет они уже крепкие, могут и оленя заарканить. В 10-12 лет уже со взрослыми ходят ночью за оленями следить. Учу, как собрать оленей, тынзяны кидать, метки ставить. В общем, стараюсь наше ремесло передать, чтобы у всех стада были, чтобы умели оленей пасти, чтобы продолжали традиции наших отцов, жили в тундре.

Общаясь с этим интересным человеком, понимаешь, вот он — настоящий сын тундры. И пока такие, как Нача и Татьяна, живут и передают своих традиции и обычаи детям, внукам и правнукам, по тундре будут кочевать ненцы, выпасая многочисленные стада оленей и сохраняя самобытную культуру этого древнего народа.

Автор: Ольга Ромах,
Роман Ищенко (фото)