Почувствовать себя тундровиком

2022 год в нашей стране объявлен Годом культурного наследия народов России. В Тазовском районе проживают представители десятков национальностей, многие из которых, приехав на Север, привезли с собой и часть своей культурной идентичности. Марийцы, татары, башкиры, чуваши — все они бок о бок мирно сосуществуют здесь, за полярным кругом. О ярких представителях этих и других народов мы будем рассказывать на страницах «СЗ» в течение всего года.

Открывает проект «О людях, традициях и обычаях» представитель, если можно так выразиться, титульной нации Тазовской района. О том, какие традиции до сих пор живы у ненцев в тундре, рассказывает Михаил Тибичи.

— В семье нас четверо детей. Я — старший сын и живу в Тазовском, младшая сестра — в Тюмени. А мама, отец, брат и сестра живут в Находкинской тундре, в верховье реки Мессояха, занимаются оленеводством, рыбачат и охотятся. Несмотря на то, что цивилизация всё больше проникает в тундру, многие ненцы до сих пор соблюдают традиции и обычаи, которые являются неотъемлемой частью культурного наследия коренных жителей. Я расскажу о некоторых обрядах, которые до сих пор мои родные проводят в стойбище. Это часть их повседневной жизни.

Обряд очищения огнём

— В посёлке этот обряд проводится во время некоторых культурных мероприятий, например, в рамках фестиваля «Искры очага», который приурочен ко Дню коренных народов мира. И в этом случае главное, чтобы он выглядел сценически красиво, эстетично. В тундре же обряд очищения огнём проводится несколько иначе, хотя суть, конечно, та же.

Для начала расскажу, зачем вообще его проводят. Когда человек приезжает в тундру из любого населённого пункта, необходимо «очиститься», чтобы злые духи, всякая нечисть покинули его, прежде чем он войдёт в чум. Также этот обряд проводят, когда женщина, которая считается у ненцев сакрально нечистой, переступает через какиелибо предметы, например, через аркан или палку для отряхивания снега.

Как проводится?

— На металлический лист или в металлическую посуду зимой кладут тлеющие угли из печки, а летом — из очага. Сверху на угли опускают кусочек шкурки бобра — так делают в моей семье. Это животное не обитает в тундре, поэтому шкурку трудно достать, она особо ценится. Но я в других стойбищах видел, что используют шкурки лисы, песца. Если очищают какой-либо предмет, то женщина — а только она проводит этот обряд — водит им над огнём и дымом от шкурки. А если очищается человек, то он должен встать над этим металлическим листом и дождаться пока прогорит шкурка, после чего огонь надо затушить — это делает тот, кто проводит обряд, обычно хозяйка чума.

Что происходит?

— Я всегда, когда приезжаю в тундру к своим родным, прохожу обряд очищения огнём. Может быть, это самовнушение, но после этого как будто становится легко. Это сложно объяснить. Бывает, приезжаешь, у тебя в голове какие-то мысли, которые тебя беспокоят, а обряд действительно очищает тебя от них. Наверное, можно сравнить с традицией окунаться в прорубь на Крещение. Многие люди тоже ведь говорят, что после этого им становится легче. И наш обряд очищения огнём помогает, можно сказать, вырваться из цивилизованного мира и вновь окунуться в родную стихию, почувствовать себя тундровиком.

Автор: Андрей Аркадьев, фото предоставлено Михаилом Тибичи