Спецоперация по спасению ребёнка
В медицине часто бывает, что счёт идёт на часы или даже на минуты. Любое промедление может привести к печальным последствиям. А что делать,если маленького пациента ждут в операционной в Тазовском, а он находится в Находке? И на улице метель — такая, что санавиация не может вылететь. Решить подобную проблему можно только сообща. О том, как в ночь с 3 на 4 ноября сотрудники «Ямалспаса» и хирурги Тазовской ЦРБ провели спасательную и медицинскую операции, чтобы помочь юному жителю Находки, — в нашем репортаже.
Выход только один
Эта история началась вечером 3 ноября. В фельдшерско-акушерский пункт Находки прибежали взволнованные родители. Они обнаружили у сына Давида, которому всего 2,5 года, большую опухоль, которая увеличилась буквально за несколько часов. Фельдшер ФАПа Алексей Гаврилов поставил неутешительный диагноз — ущемлённая пахово-мошоночная грыжа.
— К сожалению, теми средствами, которыми оборудован ФАП, оказать медицинскую помощь в полном объёме было невозможно. Поэтому после консультации с хирургом и заместителем главврача по медицинской части было принято решение, что ребёнка необходимо срочно вывезти в больницу, — объясняет фельдшер.
Но как вывозить? Вылет санавиации не разрешают. Оставался только один выход.
— В 20:40 к нам поступил сигнал от главного врача Тазовской центральной районной больницы о том, что срочно требуется транспортировка больного ребёнка из Находки в районный центр. При отработке подобных происшествий наша задача, как центрального звена в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, состоит в том, чтобы «связать» различные службы, которые могут решить возникшую проблему. Мы сразу же передали информацию в «Ямалспас», — рассказывает начальник отдела ЕДДС Управления по делам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС администрации района Николай Пономарёв.
Редкий случай
И уже в 21:00 аэролодка с двумя сотрудниками «Ямалспаса» выехала из Тазовского. Эвакуацию пациента значительно осложняли погодные условия — усиливался снегопад и ветер, ледовое покрытие водоёмов, через которые лежал путь аэролодки, ещё не было устойчивым, но «надо значит надо».
— Приняли решение спустить аэролодку и, «прикрываясь берегом» от ветра, отправились в Находку. Задачу по транспортировке пациента надо было решить в течение пяти часов. Промедление грозило тем, что ребёнок останется инвалидом, — вспоминает начальник Тазовского поисково-спасательного отряда «Ямалспас» Сергей Крюкович. — Большие торосы — до метра в высоту, тёмное время суток, сильный ветер — все эти факторы значительно усложняли задачу, но ребята справились. Около двух часов ночи ребёнок был доставлен в Тазовскую ЦРБ.
Теперь в дело вступали медики, которым, невзирая на капризы погоды, был вовремя доставлен пациент. Ургентным хирургом, то есть дежурным, готовым в любой момент выехать в больницу, в ту ночь был Борис Шулепов.
— Операция длилась час 10 минут. Вообще, детей с такими грыжами оперируют до 6 часов, чтобы не было каких-либо последствий. Здесь просто ребёнку повезло, что ущемилась петля не тонкой, а толстой кишки. Она по своей структуре более плотная, поэтому не произошло некроза, то есть омертвления кишки. Если бы это была петля тонкой кишки, тогда пришлось бы, скорее всего, делать резекцию тонкого кишечника, чтобы спасти жизнь. А здесь всё обошлось благополучно. Вообще, такие случаи бывают очень редко. Я здесь работаю 21 год, на моей памяти это где-то четвёртая, наверное, ущемлённая грыжа у детей за всё это время. Мы стараемся проводить такие операции в плановом режиме, выявляем подобные проблемы в ходе медицинских осмотров, — объясняет заведующий хирургическим отделением Тазовской ЦРБ Борис Шулепов.
Любимые машинки
У маленького Давида эта грыжа, как рассказал хирург, с рождения. Весной он был прооперирован в Ноябрьске, а в ноябре случился рецидив. Если бы спасатели опоздали на несколько часов, в дальнейшей жизни у Давида могли бы возникнуть большие трудности. Но благодаря слаженным действиям и профессионализму спасателей и медиков всё закончилось хорошо.
И 9 ноября, когда в гости к нему в больницу пришли журналисты, Давид спокойно катал машинки по столу в больничной палате детского отделения ЦРБ.
— Когда фельдшер в ФАПе сказал, что погода нелётная и вертолёт будет, возможно, только утром, было страшно. Я сразу сказала, что ребёнок уже не может это выдерживать. Спасибо, что за нами приехала лодка на воздушной подушке! — Регина Неркагы крепко обнимает своего сына, когда вспоминает события той ночи. Сейчас, говорит мама, у Давида есть небольшая температура, но он уже играет в свои любимые машинки.
К концу недели должны снять швы.
Настоящие герои
Те несколько часов в ночь с 3 на 4 ноября могли значительно повлиять на всю дальнейшую жизнь маленького мальчика. Он вырастет, и, может быть, ему расскажут, что когда-то сразу несколько человек приняли непростые решения для того, чтобы спасти ему не только здоровье, но и, возможно, жизнь.
— Мы не всегда об этом говорим, но полагаю, что людям нужно знать. В последнее время обсуждаем только коронавирус, но есть и вот такие случаи спасения жизни маленьких детей — и это очень важно, — отмечает главный врач Тазовской центральной районной больницы Эльдар Фараджев.
Имя Давид означает «любимый», «любимец». Кто-то, какие-то высшие силы, наверное, присматривают за ним, за своим любимчиком, раз всё так удачно сложилось в уже, казалось бы, безвыходной ситуации. С другой стороны, у тех, кто действительно спас мальчика, есть конкретные имена, фамилии, должности. И пусть сами они говорят, что просто делали свою работу, для маленького Давида они — настоящие герои, которые сумели помочь, когда многое было против них.
Автор: Константин Коков, Роман Ищенко (фото)