Школа будущего для успеха детей

С 1 сентября этого года десятиклассники школ райцентра и Газ-Сале будут обучаться в старшей школе, которая откроется на базе Тазовской средней общеобразовательной школы.

В «Школе взросления» мнение ученика определяющее

Тренд государственной образовательной политики нацелен на переход от школы для всех — к школе для каждого. Основы заложены в нормативных актах, таких как закон «Об образовании», федеральный проект «Успех каждого ребёнка» и федеральный государственный образовательный стандарт. Речь идёт о возможности освоения образовательных программ по индивидуальному учебному плану, использовании ресурсов нескольких организаций и учёте индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Однако не всегда это работает на практике. Например, закон гласит: «каждый старшеклассник должен обучаться по индивидуальному учебному плану». Между тем сегодня в нашей стране меньше двух процентов школьников работают по персональному плану. Эксперты говорят о том, что необходимо трансформировать систему образования, чтобы отвечать современным вызовам.

В Тазовском в течение двух дней проходил очный марафон под началом советника губернатора Ямала, кандидата педагогических наук и заслуженного учителя России Ирины Сидоровой. Рабочая группа из числа педагогов, руководителей школ, специалистов департамента образования в течение двух дней разрабатывала мероприятия для запуска старшей школы в Тазовском районе. Экспертное сопровождение вела Ирина Сидорова. Она рассказала о концепции нового формата обучения учеников 10-11-х классов в «Школе взросления для старшеклассников», одна из основных идей которой — индивидуальный подход к учебному плану для каждого будущего выпускника с учётом его мнения.

— Организовывать обучение в старшей школе без учёта мнения старшеклассников — большая ошибка. Психологи нам говорят, что к 15 годам формируется взрослый человек, и принимать его за ребёнка, который не может ни о чём спросить и предложить, — неверно. Чтобы нормы закона заработали, необходимо произвести некоторые трансформации в самой системе образования, и мы увидим, как дети смогут часть учебного плана формировать сами. А что значит, если человек заявился на что-то?! Он уже несёт ответственность за результат. Формируются самостоятельность, взрослость, ответственность, и тогда наши дети, дети Тазовского района, будут лучше адаптироваться во взрослой жизни, прежде всего, в системе профессионального образования, — говорит советник губернатора ЯНАО, кандидат педагогических наук и заслуженный учитель России Ирина Сидорова.

Какой он — учитель «старшей школы»?

Изменения коснутся не только старшеклассников, но и педагогов. Каким должен стать учитель новой школы взросления? Обсудить этот вопрос преподаватели старших классов тазовских и газ-салинской школ могли в рамках проблемной сессии, где Ирина Сидорова выступала в качестве докладчика и эксперта. Одним из ярких примеров реализации нового проекта стала старшая школа в Муравленко, в создании которой на всех этапах участвовала и Ирина Кенсориновна.

— Для учителей, прежде всего, должно измениться понимание взрослеющего человека, и знание, и умение применять способы работы, которые позволяют не только дать знания, но и сформировать эту взрослость. Это легче сделать, если учителя закреплены за отдельным возрастом. Например, в начальной школе давно сложилась система — отдельный учитель для начальной школы. В основной школе один и тот же учитель работает с 5 по 9 класс, так же в старшей школе. Совершенно разные основы психологии возраста, разные методы должны использоваться, разное учебное оборудование, а в целом в школе создано особое образовательное пространство. В старшей школе это в основном лаборатории, места уединения для общения небольшой группы друзей. Таким образом, в школе должна быть управляемая среда взросления, и учитель должен иметь специализацию на возрастных группах детей, чтобы быть наиболее профессиональным, а дети у такого учителя — наиболее успешными, — поясняет Ирина Сидорова.

Старшая школа — это только начало

При этом, отмечает эксперт, надо понимать, что хорошие учителя нужны не только в старшей, но и в подростковой школе. В этом случае необходимо подбирать учителей, которые любят и умеют работать со старшим возрастом. В Тазовском обучение в старшей школе начнётся 1 сентября этого года. Согласно последним опросам, 94 девятиклассника из Тазовского и Газ-Сале переходят в десятый класс. Для них создано 5 профилей и 20 вариантов учебных планов. Занятия будут проходить на базе Тазовской средней школы.

— Сейчас прорабатываем варианты, связанные с распределением по помещениям. Потому что для обучения в новом формате, в соответствии с новыми федеральными стандартами старшей школы, которые начинают реализовываться с 1 сентября по всей России, необходимо большее количество кабинетов, чтобы полноценно обеспечить обучение по профилю. У нас 5 полноценных профилей, в которых 20 вариантов. Такого ещё не было, — рассказывает начальник Департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина. — Первое требование стандартов — это выбор детей. Материальная база готова. Необходимы оснащённые кабинеты по предметам — они у нас есть, педагоги прошли обучение, учебники для изучения на углублённом уровне предметов в образовательной организации имеются. В декабре группа педагогов уже выезжала в Муравленко, мы там проходили стажировку, затем работали с ними в дистанте, они представляли свой опыт, чтобы мы могли адаптировать его к нашей территории. Выезды ещё будут и не только в Муравленко, но и в московскую школу, там такие ступени уже работают полноценно. Будем приглашать преподавателей для обучения наших педагогов новым форматам работы.

Специалисты уверены, старшая школа станет единой площадкой для самоопределения учеников 10-11-х классов и успешного поступления в вузы. А введение в эксплуатацию новой школы на 800 мест может стать в Тазовском началом реализации проекта «Школы ступеней».

Автор: Людмила Александрова, Роман Ищенко (фото)