Сохранение традиций — одно из приоритетных направлений
Состоялось очередное заседание Совета представителей коренных народов Севера при Главе Тазовского района. Участники встречи обсудили вопросы образования и подвели итоги работы.
На повестке дня заключительного в этом году заседания Совета представителей КМНС шесть вопросов. Два из них касаются образования, а именно реализации этнокультурного компонента в образовательных организациях и вариативных формах предоставления дошкольного образования маленьким кочевникам. Стоит отметить, что вопросам образования на Совете всегда уделяется большое внимание, поскольку именно за молодёжью будущее района и страны в целом. При этом не стоит забывать и о сохранении культуры и традиций коренных народов. Как раз здесь большую роль играет этнокультурное образование. Сегодня в районе, по информации представителей департамента образования, созданы все условия для реализации этнокультурного компонента.
— Открыты школьные этнопарки, на территории школ-интернатов установлены чумы для проведения различных мероприятий, в том числе тех, которые позволяют сохранять родной язык, изучать традиции, обряды и культуру предков. Этнокультурный компонент в образовательных организациях реализуется через учебные планы, например в 5-6 классах дети изучают «Культуры народов Ямала», в 8 классе проходят «Географию Ямала». А также через программы дополнительного образования и внеурочной деятельности — сегодня их более 15. Ребятам предоставляется возможность изучать родной язык. Из года в год растёт число школьников, которые сдают итоговую аттестацию по этому предмету: в прошлом учебном году — 60 детей, в этом году планирует сдавать родной язык уже 81 школьник. Этнокультурное образование осуществляется при приобщении детей и молодёжи к участию в различных мероприятиях. В этом году в педагогическом сообществе организована работа двух творческих лабораторий «Этнопедагогика» и «Чумовой детский сад». Разработана программа мероприятий по этнокультурному образованию, в рамках которой введены рубрики «Язык предков», мастер-классы, интеллектуальные игровые занятия, встречи в чуме, конкурс видеороликов о своей малой родине на своём языке и многое другое, — перечисляет начальник управления общего, дошкольного, дополнительного образования департамента образования администрации Тазовского района Ольга Лисовская.
В течение учебного года для детей проводятся фольклорные и этнографические конкурсы, олимпиады по родному языку и краеведению, конкурсы чтецов, неделя родного языка в образовательных организациях, каникулярные смены и другие проекты, направленные на сохранение культуры народов Севера. Участники встречи выступили с предложением развивать кружковую деятельность в пришкольном интернате «Семейный дом».
— Дети с удовольствием занимаются декоративно-прикладным искусством, нужно больше кружков организовать по тому же бисероплетению, работе с мехом и сукном, с деревом. Это позволит тундровикам совершенствовать свои навыки, тем самым сохраняя традиции и культуру народа, это тоже элемент этнокультурного воспитания, — говорит член Совета представителей КМНС при Главе района Марина Хоротэтто.
Также поступило предложение рассмотреть возможность изучения ненецкого языка для всех тазовских дошкольников. Сегодня такая практика успешно применяется в детских садах райцентра — «Радуге» и «Теремке», где ненецкий язык изучают более 50 малышей.
Продолжая тему дошкольного образования, в ходе заседания Совета обсудили вариативные формы предоставления дошкольного образования тундровичкам.
— Кочевые группы в нашем районе действуют давно, первая кочевая группа была создана в 2001 года на фактории Халмер-Яха. К сожалению, сегодня мы фиксируем, что в кочевых группах сокращается число детей, которые находятся в тундре. Этому несколько причин: первая — мало мест, где 4 и более детей находятся на одной территории, вторая причина — кадровый дефицит. Есть новые формы работы — семейные группы: если в семье есть хотя бы трое детей, а у мамы — педагогическое образование, можно организовать семейную группу. Методически мы их сопровождаем, закупили чемоданчики для дошкольного образования, где есть все дидактические материалы. Ещё один вариант — группы кратковременного пребывания на базе детского сада для детей тундровиков, которые находятся в поселениях несколько дней или дольше. Мама имеет возможность заниматься делами, а в группе с ребёнком будут заниматься психологи и логопеды, воспитатели организуют занятия. Есть ещё вариант: как только появится возможность выезжать на ТРЭКОЛах в тундру, будем пробовать запускать проект «Выездной воспитатель». Пока речь идёт о выездах на 5-6 Пески и 3-4 Пески. Также будут выезжать узкие специалисты, чтобы продиагностировать детей и дать консультацию родителям. Периодичность таких поездок — раз в две недели, — поясняет начальник департамента образования администрации Тазовского района Алевтина Тетерина.
Как отмечают специалисты, наиболее эффективная форма подготовки юных кочевников к школе — нулевые классы. Сегодня они работают на базе пришкольного интерната. В процессе получения лицензий на дошкольное образование интернаты в Гыде и Антипаюте. Специалисты отмечают, что родители не очень охотно отдают малышей в нулевые классы, поэтому рассматривается возможность подготовки дошкольников не в течение учебного года, а на протяжении 3-4 месяцев.
Также в ходе заседания обсудили рабочие моменты и подвели итоги уходящего года. Основная форма работы Совета — заседания.
— На них решаются самые важные вопросы. Есть возможность встретиться с представителями разных сфер для решения самых актуальных вопросов в части реализации прав и гарантий коренного населения. Мы сравниваем, отслеживаем, какие рекомендации были даны членами совета и как они исполняются. Какие наши предложения реализуются. В этом году положительный момент — преподавание родного языка в двух детских садах, это хороший прорыв, — отмечает секретарь Совета представителей КМНС при Главе района Александра Алексеева.
С начала года Совет представителей коренных малочисленных народов Севера собирался четыре раза, одно заседание было выездным и касалось туризма.
— Выезжали в чум Елены Тибичи, которая занимается организацией этнотуров и привлечением туристов. Члены совета высказали своё мнение о том, как нужно развивать этнотуризм, что для этого необходимо, подчеркнули необходимость сохранения традиционных ремёсел. В период между заседаниями члены Совета в рамках своей основной деятельности работали по таким направлениям, как осуществление контроля за использованием земель, защита окружающей среды, участие в общественных обсуждениях и совещаниях с представителями компаний топливно-энергетического комплекса. Также представители Совета ведут информационную и разъяснительную работу с жителями межселенных территорий, оказывают содействие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также создании условий для оказания медицинской помощи. Уделяли внимание постинтернатному сопровождению выпускников. Активно участвовали в выработке и обсуждении предложений в региональную «Дорожную карту» КМНС, — перечисляет заместитель председателя Совета представителей КМНС при Главе района Мария Веникова.
Совет избирается на три года, сейчас истекает срок полномочий действующего состава, поэтому в рамках встречи присутствующие обсудили вопрос о подготовке к процедуре формирования нового состава Совета — его выберут в декабре. До 28 ноября идёт процедура подачи документов от кандидатов.
Автор: Ольга Ромах,
фото Романа Ищенко и из архива СЗ