Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
15:05 °C
EUR:  USD: 

В школе всегда интересно!

Учитель — уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Профессия, которая всегда вызывала уважение и признание.

Предлагаем нашим читателям цикл статей о педагогах района: тех, кто уже на заслуженном отдыхе или ещё трудится в образовательных учреждениях. Каждая история — уникальна и интересна, а личность и профессиональные достижения учителя достойны того, чтобы о них узнали земляки.

Герой сегодняшнего интервью — директор Газ-Салинской средней школы Александр Кайль.

— Александр Петрович, расскажите про выбор профессии: почему учитель и почему математика?

— С восьмого класса определился, что хочу работать в школе: здесь кипит жизнь и она всегда мне нравилась. 9-й и 10-й класс обучался в другом поселении и проживал в интернате — там ещё больше утвердился в желании работать в школе. Мне нравились многие предметы, но особенно привлекали точные науки. И при поступлении в институт подал заявление на факультет математики.

— Был ли какой-то переломный или судьбоносный момент, который определил Вашу профессиональную судьбу? Или кто-то из учителей повлиял на выбор профессии?

— Возможно, таким моментом можно назвать жизнь в интернате в старших классах. Заведующий интернатом относился к нам по-отечески, отчасти и он повлиял на выбор профессии. Школьные учителя тоже внесли свой вклад: первая учительница Галина Константиновна, учителя математики и физики.

— В этом году у Вас 30 лет педагогического стажа. Наверняка можете поделиться опытом, как педагогу заинтересовать школьников, чтобы они приходили на его предмет с удовольствием?

— Пожалуй, наша главная задача — мотивировать детей на образовательную деятельность. У каждого педагога свои инструменты. Сейчас у меня немного часов математики, поэтому больше восхищаюсь коллегами, когда посещаю их уроки. Уверен, что если класс мотивирован в большей части, то он добьётся хороших результатов, независимо от педагога. Мне важно видеть желание ученика и поддержать его в стремлении к знаниям. Раньше было меньше источников информации, и можно было направить ребёнка на что-то конкретное. Сейчас очень много возможностей попробовать себя в жизни, и сложно сконцентрироваться на том, что действительно важно. И мало кто из детей умеет сортировать, что именно им надо.

Урок математики. 2008 год

— Идеальный ученик — какой он?

— Конечно, всегда нравятся послушные, потому что с ними легко. Но первое, что хочется отметить в ученике, — заинтересованность. Если она есть, то и приятно помогать школьнику, и получить какой-то результат. Был такой случай: выпустился 9-й класс, и один ученик, который до этого всегда получал тройки, говорит: хочу изучать математику в 10 классе, потому что хочу связать жизнь с точными науками. Все были удивлены. Но он поставил перед собой цель, записался на элективные курсы. И когда месяца через три он на уроке математики начинает отвечать учителю, дети с удивлением оборачиваются. Понимание того, чего хочешь достигнуть, — наиболее важно. А как его сформировать — это задача психолого-педагогического коллектива, который помогает поддерживать мотивацию, в том числе и предметную.

— Учитель всегда чему-то учится у своих учеников. Чему научились Вы?

— Видеть разные подходы к решению той или иной задачи, замечать отношения к одноклассникам, не бояться высказывать своё мнение. В этом ценность. Иногда нужно посмотреть на что-то другими глазами. Например, на уроке литературы ученик не поддержал общесложившееся мнение, а высказал свою точку зрения по поводу поведения или поступков героя. Не каждый может так сделать, и это ценно — видеть ситуацию, высказаться, вступить в диалог, доказать свою позицию.

— Отвлечёмся от уроков. Какой день в году можете назвать идеальным?

— Их несколько. Начало учёбы — когда к 1 сентября всё готово, мы запускаемся, и завтра начинается образовательный процесс. Это тот результат, к которому идёшь — обновлённая красивая школа, сформирован штат, классы. И последний звонок: завершение образовательной программы каждого ребёнка, выбор профессиональной деятельности, подведение итогов всего учебного года, старт государственной итоговой аттестации. Своего рода эпохальная точка в учебном году.

— Ваш любимый час из 24 часов?

— Однозначно утренний. Когда приходишь пораньше на работу, в школе ещё спокойно, ещё не начался учебный день, нет звонков. Утро всегда продуктивно, много чего успеваешь. Вечером тоже хорошо — согревает мысль, что идёшь домой.

— Что Вам помогает принять правильное решение в трудных ситуациях?

— Да, мне по должности иногда приходится принимать кардинальные решения. Но принимать их в одиночку — это не про меня. Чаще обговариваю ситуацию либо со всеми завучами, либо с теми, кого я вижу более заинтересованными в этом направлении. То есть формируется команда, и уже вместе решаем задачу.

— Принятие решений можно отнести к минусам Вашей работы? Какие ещё недостатки в должности директора?

— Да. Это самое сложное, когда понимаешь, что решение не будет удовлетворять всех и что кто-то будет обижен. К минусам ещё можно отнести бумажную работу, которая не связана непосредственно с образовательной деятельностью и отнимает много времени. Мало свободного времени на семью, детей и хобби — тоже минус.

— Вы уже упоминали о коллегах. Поделитесь опытом: как создать в коллективе благоприятную атмосферу?

— Я благодарен своему коллективу за эту атмосферу. Не знаю, как она получается, но получается. Когда формируется команда для решения какой-либо задачи, то это происходит не столько по профессиональным навыкам, сколько больше по личностным взаимоотношениям. И тогда они искренне помогают друг другу, и получается результат. Понятно, не бывает без трудностей. Но я всегда благодарен своему коллективу, каждому педагогу, работнику — все откликаются на выполнение той или иной задачи. Украсить кабинет, наклеить, нарисовать — все готовы помогать. Чувствуется заинтересованность, и главное — её увидеть и не отвергнуть.

В 2020 году Газ-Салинская средняя школа отметила 55-летний юбилей. За это время образовательным учреждением руководили всего пять директоров: Нина Иванова, Альбина Веремей, Виктор Шумаков, Татьяна Чернохвостова и Александр Кайль

— Работа руководителя предполагает переживания и волнения. Что Вам помогает бороться со стрессом?

— В первую очередь — семья. Всегда в любой ситуации ощущаю реальную поддержку. И коллектив.

— У Вас был момент, когда хотелось бросить свою работу?

— Конечно. Были серьёзные испытания, но семья и тёплые отношения в коллективе помогают справиться с трудностями.

— С таким напряжённым графиком остаётся время на фильмы и книги?

— Признаюсь, что раньше читал больше. В последнее время меньше, возможно, из-за того, что больше приходится читать по работе. А в отпуске покупаю более лёгкую литературу, чтобы отдохнуть и эмоционально подзарядиться. Вообще нравится классика. В зрелом возрасте перечитал Шекспира, Шолохова, Гашека несколько раз, трилогию Василия Яна про Чингисхана. Нравится читать о человеке, внутрисемейных отношениях, которые в критических точках завязаны с историей государства. Впечатляет, какой человек изнутри, почему он так или иначе поступает: «Конь Рыжий», «Тихий Дон», «Поднятая целина». Сейчас много интересных современных авторов и много профессиональных, которые ориентированы на педагогику. У меня есть небольшой список литературы, которую надо обязательно прочитать. Там пока немного пунктов, и есть цель справиться со всеми.

— Если бы Вы поймали золотую рыбку, то какие бы три желания загадали?

— Первое — что-то основательное для своей семьи. Возраст подходит, скоро придётся завершать профессиональную деятельность, и хотелось бы какого-то уютного места для проживания, любования природой и друг другом. Второе — благополучия своей школе. Не загадываю, какие у неё перспективы, но всегда хочется, чтобы школа жила. Третье — даже не знаю… Хотелось, чтобы и у детей жизнь была не хуже, чем у нас.

— Есть такое высказывание: найдите любимую работу и вам не придётся больше работать. Это про Вас?

— Возможно. Хотя разные ситуации бывают. Но они всегда решаются, потому что чувствую, что я не один.

Автор: Елена Герасимова,
фото из архива СЗ

Согласие на обработку персональных данных

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности. Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере Яндекса в ЕС и Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг. Яндекс обрабатывает эту информацию в порядке, установленном в условиях использования сервиса Яндекс Метрика. Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.