Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
20:23 °C
EUR:  USD: 

Душа в мировоззрении ненцев

Согласно анималистическим воззрениям ненцев, вся Вселенная, все пласты миров населены различными сверхъестественными силами, божествами, духами. Люди обладают душой, способной общаться с существами параллельных миров, с духами. Человеческая душа – это его ментальный образ, то же, что духи – хозяева стихий, каких-либо явлений. Духовная сущность, душа, дух – хозяин есть у каждого объекта. У многих народов мира существует представление о наличии у человека его невидимого двойника – души. Немало внимания уделялось и тени человека, которая ходит за ним неотступно, то удлиняясь, то укорачиваясь. На ненецком языке «тень» и «душа» обозначаются одним словом «сидянг». В наше время фотография тоже называется «сидянг»: считается, что на ней запечатлена частица души человека и его тень.

Семьи некоторых ненецких фамилий после смерти родственника делают его материальное изображение «сидрянг» — небольшую сидячую куклу, каркас которой состоит из ивовых прутьев, поверх накинута шубка из меха оленёнка. Куклу кормят, укладывают спать, каждодневно за ней ухаживают. Внутри каркаса стоит маленький берестяной туесок с топлёным маслом или оленьим жиром. Каждое полнолуние вечером туесок проверяют на наличие царапин в масле. Через год сидрянг хоронят как человека.

Душа – реальный феномен, она может покидать тело и путешествовать в иных мирах.

Существует представление, что душа ночью во время сна выходит из телесной оболочки, отправляется в различные странствия, а затем вновь возвращается в тело.

У многих народов есть поверье, что нельзя внезапно будить спящего человека: его душа может не вернуться оттуда, где она блуждает, и человек умрёт. Если во сне умершие родственники или друзья предостерегают спящего о какой-либо угрозе, считается, что к этим советам надо прислушиваться. Это души умерших пытаются вас уберечь от беды. Ненцы верят, что ушедшие в иной мир становятся хранителями, отгоняют злых духов от живых родственников.

Вера в самостоятельное существование души после смерти тела, о возможности живых общаться с ней широко распространена не только среди аборигенов мира. Так, в эпоху Древнего мира появились методы общения с духами: спиритизм, который существует по сей день, шаманское камлание для поиска и возврата души и прочие способы общения с потусторонним миром. Потеря души влечёт за собой болезни, психическое расстройство. Шаману совершенно необходимо знать все тонкости потустороннего мира, когда он отправляется за похищенной или заблудившейся душой. В путешествии по мирам шаману помогают духи-покровители, духи–помощники.

Если душа человека была всё-таки похищена, то дух, сотворивший это, требовал выкуп. Смотря по обстоятельствам, шаман может выменять душу человека на душу жертвенного животного, дать взамен что-то другое. Украденная душа может находиться и в Верхнем мире, и в Нижнем. После камлания возвративший душу шаман делает какой-нибудь оберег, куклу или зооморфное изображение охранника души и даёт больному для хранения.

Материальным воплощением души является дыхание, кровь, тень, глаза. Душа человека живёт в различных частях его тела. Остриженные  волосы, ногти ненцы бросают в огонь, чтобы нечистые силы не нашли их среди домашнего мусора и не украли душу.

По воззрениям ненцев, душа человека имеет связь со всеми атрибутами его жизни, одежды, предметами быта. Нередко хранящуюся в нартах зимнюю одежду портят мыши, прогрызают дыры. Это очень плохая примета, ведь через этот ход может улететь душа хозяина испорченной одежды. Когда человек уходит в иной мир, ненцы тщательно соблюдают все нюансы обряда захоронения. На одежде покойника срезаются все пуговицы и завязки. На носках обуви и кончиках варежек делаются дырки, чтобы душа умершего не оставалась в одежде, а улетела на небо. Ещё одна плохая примета — когда птичка залетает в чум. По поверьям, она прилетела за чьей-либо душой, в этом случае её надо поймать, выдернуть с головы пёрышки по количеству членов семьи или убить птичку.

После смерти пожилого человека его родственники делают небольшую куклу – нгытарма, одевают её в меховую одежду, а дальше она переходит из поколения в поколение. Этих кукол изредка садят возле трапезного стола и угощают чем-либо вкусным. Нгытарма являются духами-покровителями и помощниками живых родственников. По верованиям ненцев, ушедшие в иной мир люди живут обычной жизнью, при крайней необходимости их души посещают живых родственников. Или наоборот, люди, живущие в нашем мире, посещают во сне своих родных, ушедших в другие параллели.

Автор: Надежда Салиндер