Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
06:41 °C
EUR:  USD: 

Машины нарасхват. Cтоит ли сейчас покупать автомобили?

По подсчетам агентства «Автостат», за 5 лет стоимость машин в стране в среднем выросла на 40%. За последние полгода цены на новые иномарки показали рост на 9%, а на отечественные авто — на 6%. Причины такого роста объясняет генеральный директор лизинговой компании Максим Агаджанов.

Максим Анатольевич, что происходит с ценами на автомобили?

Максим Агаджанов: В первую очередь стоит отметить, что цены не растут скачкообразно — производители сами формируют прайс-лист, исходя из спроса, экономической ситуации в стране и наличия машин. Они пытаются восстановить маржинальность бизнеса за счет постепенного повышения стоимости. Мы вряд ли увидим, скажем, 10-процентный скачок по всей модельной гамме марки. По одной модели реальный рост может составить 12%, а по другой — 4%. Зная это, было бы некорректно определять «среднюю температуру по больнице», но рост цен не прекращается. В этом году основными драйверами стали пандемия и скачки курса валют.

Как повлияла пандемия на стоимость машин?

Максим Агаджанов: Заводы «стояли» на протяжении 2-3 месяцев, поэтому автомобилей сейчас не хватает во всем мире. Это не искусственно созданный ажиотаж. Большая часть производства сосредоточена в Китае, где впервые появился очаг вируса. Многие иностранные и отечественные компании либо полностью зависят от китайского рынка, либо получают оттуда часть комплектующих. Остановка производства ударила по рынку, который оказался не готов к этому.

С этим связан дефицит на некоторые модели?

Максим Агаджанов: Потребители быстро оценили ситуацию — март этого года рынок закрыл в плюсе и еще был полон оптимизма. Однако последующие месяцы расставили все по своим местам. Еще недавно мы наблюдали реализацию отложенного спроса — люди покупали, не глядя, даже без скидок. В июле продажи новых автомобилей выросли на 6,8% по сравнению с июлем 2019 года. Спрос был практически на все модели. Отсюда нехватка некоторых из них — в основном тех, которые участвуют в государственных программах. Производителям нечем перекрывать образовавшийся пробел.

Чего точно не стоит делать — покупать автомобиль в панике. Из-за эмоциональных покупок мы получили избыток спроса и недостаток автомобилей.

Не только пандемия сказалась на росте цен?

Максим Агаджанов: Конечно, мы очень привязаны к курсу. И доллар, и евро активно растут — за последний месяц мы наблюдали серьезный скачок. В целом рынок традиционно опасается введения санкций. Производители не будут работать себе в убыток, поэтому компенсируют этот скачок курсов, корректируя цены. На мой взгляд, в эту стратегию заранее заложены возможные риски. С момента введения санкций против различных секторов российской экономики рост цен продолжается вплоть до сегодняшнего дня.

Это сказывается на производителях, многие из которых получают под 90% комплектующих из-за рубежа. Даже Renault локализовал производство в России только на 60-70%. Остальные комплектующие по-прежнему производят и собирают за границей. Отечественные производители — не исключение. Мы заказываем на китайском рынке около 50-70% всех компонентов. А пандемия привела к закрытию границ.

Фактор, который спас рынок от катастрофы, — перенос повышения тарифов на утилизационный сбор на будущий год, что немного минимизировало рост цен в текущем. У нас нет оснований прогнозировать быстрое восстановление рынка, поэтому остается надеяться, что в 2021 году повышения вновь не произойдет.

Следует ли из этого, что ажиотажный спрос на автомобили оправдан?

Максим Агаджанов: Если рассматривать покупку нового автомобиля, то стоить совершить ее как можно скорее. До конца года цены точно еще «доберут» (по некоторым прогнозам — до 10%), да и многих моделей на рынке осталось критически мало. Сейчас производители обещают новые осенние поставки, но реальность этих обещаний очень зависит от развития пандемии и ограничительных мер, которые могут ввести. Учитывая эти факторы, у меня нет оснований думать, что рост цен выйдет на плато или достигнет стагнации — скорее всего, завтра будет дороже, чем вчера.

То есть надо срочно покупать автомобиль?

Максим Агаджанов: Чего точно не стоит делать — покупать автомобиль в панике. Из-за эмоциональных покупок мы получили избыток спроса и недостаток автомобилей. Срок ожидания востребованных моделей на рынке может составлять несколько месяцев — на них стабильно повышенный спрос. Скачки потребительского спроса выгодны дистрибьюторам, часть из которых отказывается от скидок и зарабатывает «по полной». Неопределенность также подстегивает покупателей — они разбирают даже те модели, которые традиционно считались неликвидными.

Источник: RG.RU