Общественно-политическая газета Тазовского района ЯНАО Издаётся с 3 января 1940 года
00:38 °C
EUR:  USD: 

Его ждали 40 лет

#ЕдемЧерезПур. В 80-х годах прошлого века впервые заговорили о возможности строительства моста через реку Пур. Тогда такая смелая идея больше походила на фантастику. В 2020 году мечта жителей трёх районов стала реальностью.

Артём Лопарев, руководитель проекта строительства моста АО «Мостострой-11»:

Это первый проект, где я являюсь руководителем. На стройке провёл год и 10 месяцев – природа тут хорошая, особенно приятна зимняя картина. Из проезжающих по переправе автомобилей частенько фотографируют мост — со стороны он красиво смотрится! С самых первых дней строительства подходили люди, говорили приятные слова – видно, что мост давно ждали.

Десятки лет ожидания

Опоздание на поезд или самолёт из-за поломавшихся воздушных подушек в сезон распутицы, перегон автомобиля на тот берег Пура перед снятием переправы, ожидание в многокилометровой автомобильной очереди во время ремонта понтона – все эти проблемы останутся в прошлом. Неудобства понтонной переправы превратятся в занимательные истории о жизни на Крайнем Севере: бывалые северяне будут рассказывать, как на их глазах перед грузовой машиной поломалось крепление понтона, как успели заскочить на автомобиле на последний рейс аппарельки, как переезжали реку на надувной лодке. Мост через реку Пур, десятилетиями ожидаемый жителями Тазовского, Пуровского и Красноселькупского районов, завтра будет открыт для движения транспорта.

От идеи…

Напомним, о начале строительства моста через Пур Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов объявил во время своего доклада о положении дел в округе и перспективах развития региона в декабре 2018 года. Тогда же Правительство ЯНАО подписало концессионное соглашение с региональной инфраструктурной компанией. По условиям соглашения, мост строится только за счёт частных инвестиций. Реализовать такой грандиозный проект доверили АО «Мостострой-11», существующему с 1976 года: за время своей деятельности компания построила и реконструировала около трёх тысяч инфраструктурных объектов.

…до начала её реализации

Даже когда 22 декабря 2018 года на левом берегу реки была забита первая свая будущего сооружения, ещё находились скептики, не верившие в реализацию такого масштабного проекта. Однако с каждым проездом по переправе с видом на строящийся мост настроение менялось, и жители районов уже с надеждой ожидали завершения строительства. Ямальские новостные ленты периодически показывали фото «растущего» объекта, а тазовчане, возвращаясь из поездок, рассказывали друг другу о том, как быстро строится мост.

Скорость строительства действительно поражала – на объекте трудились сотни специалистов, работа не прекращалась ни днём, ни ночью, ни в морозы. Результат – вместо обещанной сдачи объекта в 2021 году ездить по мосту можно уже в октябре 2020-го.

— Моменты, которые ограничивали нас, связаны только с сезонным состоянием реки. Например, нам надо было успеть весной завершить все работы со льда, чтобы уйти с него, а осенью быстрее отрабатывали на воде перед шугой. Наша компания имеет огромный опыт в строительстве искусственных сооружений, и проблем с проведением строительно-монтажных работ не возникало, — утверждает руководитель проекта строительства моста АО «Мостострой-11» Артём Лопарев.

Скорость = качество

Не сказалось ли на качестве досрочное завершение строительства Пуровского моста? – один из любимых вопросов журналистов к подрядчикам. Строители не устают пояснять, что на опережение сроков повлияла не только круглосуточная работа на объекте, но и применение современных материалов и методов.

— Здесь применялась передовая в мостостроении техника – тяжёлые буровые машины, краны большой грузоподъёмности и другая, которая помогла сократить сроки строительства. Конструкции пролётных строений изготавливали на нашем заводе в Тюмени – в этом мы тоже не зависели от третьих лиц, — рассказывает советник генерального директора АО «Мостострой-11» Валерий Донадзе.

К тому же на ход строительства не влиял сезон: зимой опоры возводили со льда, летом работали с плавсредств. Надвижка пролётных конструкций тоже сыграла свою роль в ускорении процесса.

— Надвижка представляет собой следующий процесс: на сборочном стапеле, который находится на левом берегу реки между 1-й и 2-й опорами собирают металлические блоки пролётов будущего моста. После чего гидравлическим оборудованием подаются усилия на собранный пролёт, надвигая его на готовые опоры, — описывает технические моменты представитель подрядчика Артём Лопарев.

По словам строителей, эти методы нельзя назвать уникальными и инновационными: в мостостроении их применяют на каждом втором объекте.

Слава строителям

За неделю до открытия Пуровского моста на объекте трудились 410 специалистов. Это число включает и работников субподрядных организаций: их привлекали к покраске металлических конструкций, благоустройству территории, сооружению дорожных подходов и другим видам работ.

— Несколько подрядчиков работали на пусконаладке весогабаритного пункта, который расположен на левом берегу со стороны Коротчаево: возведение самого здания, отделка, установка оборудования, организация видеонаблюдения, — рассказывает Артём Лопарев.

Непосредственно на мосту работали высококвалифицированные сотрудники строительных специальностей.

— Есть жёсткие требования по сварке металла на пролётных строениях, не каждый сварщик с этим справится, — говорит Валерий Донадзе.

Электросварщик Максим Шамахов как раз один из тех высококлассных специалистов, кто почти два года трудился на реке Пур. Кстати, до нашего моста он участвовал в строительстве Крымского: говорит, отличие объектов только в том, что на юге было теплее:

— На Крайнем Севере для меня это первый мост. Сложности были, куда без них. Палубы варили автоматной сваркой – она требует определённой температуры, чтобы швы не лопались. Поэтому в холодное время ставили палатки, защищались от дождя, от снега. Сварили хорошо, крепко будет стоять!

Выдержит всё

Над тем, чтобы мост стоял крепко и выдержал все нагрузки, потрудились ещё инженеры при разработке проекта. При расчётах учитывали климатические и географические особенности местности: ледовые нагрузки на опоры, ветровые нагрузки на пролёты, возможный мороз до минус 60 градусов, меняющийся в течение года уровень воды.

— Все работы выполнены в соответствии с проектной документацией. Здесь опоры в переходном уровне реки имеют массивную часть из сборных железобетонных блоков, поэтому никаких чрезвычайных ситуаций в период ледохода не возникнет, — уверен Артём Лопарев.

Мостовое сооружение уже испытано транспортом – при общей нагрузке в 250 тонн никаких отклонений конструкций от нормы не зафиксировано.

— На мосту установлены датчики, которые замеряли перемещение конструкций пролётного строения при нагрузках, над проезжей частью расположили геодезическое оборудование. На мост загоняли гружёные самосвалы, а инженеры собирали показания. После обработки всех данных специалисты выдали заключение, что мостовой переход соответствует всем требованиям, — говорит руководитель проекта.

Система мониторинга конструкций будет работать на мосту постоянно.

Завершающие штрихи

За неделю до официального открытия моста строители вносили последние штрихи: доделывали барьерные ограждения, устанавливали перила на лестничных сходах, завершали пусконаладочные работы в зданиях весогабаритного контроля и транспортной безопасности. На мосту работники докрашивали конструкции, с помощью крана устанавливали последние ветровики, клепали профиль перил. Параллельно велись работы по рекультивации и очистке территории. В начале недели с объекта убрали всю технику – километровый мост через реку Пур готов к эксплуатации!

 

Справка

Движение по мосту бесплатно для легковых автомобилей категории M1, экстренных служб, общественного транспорта, мотоциклов. Плата будет взиматься только с грузового транспорта и спецтехники. При этом тарифы снизились почти в два раза по сравнению с действующими на понтонной переправе. Подробнее о стоимости проезда и способе оплаты можно узнать на сайте Пуровского моста www.purmost.ru

Автор: Елена Герасимова, Роман Ищенко (фото)